Национальный костюм: сохраняя тепло, дух и силу рода, нации и всей страны

Март ещё не успел набрать всей сочности Весны и расцветить ее первые дни природными красками. Но, приветствуя ее приход, люди в неделю Наурыза щедро делятся друг с другом богатым достарханом, веселыми песнями и красками нарядных национальных костюмов. Эта прекрасная традиция вошла в календарь Наурыза как особый День, посвящённый национальному костюму. И отмечается он впервые со всей широтой народного праздника 18 марта.

Этот день стал поводом для многих казахстанцев достать из шкафов и сундуков красивые наряды, которые хранятся в семьях и передаются по наследству от старших к младшим, сохраняя тепло и дух рода, нации и всей своей страны. Этот день стал поводом для многих, чтобы обзавестись и новым национальным костюмом, который, может быть, заложит в молодых семьях прекрасные традиции этого праздника.

Насколько это важно для людей, как это красиво и празднично, сегодня продемонстрировали энергетики АО «АлЭС». Во всех производственных департаментах компании, этот день, как и по всей стране, был посвящен национальному костюму.

– Надевая национальную одежду, мы не только прославляем наши казахские традиции, я воспринимаю это и как важный элемент воспитания подрастающего поколения, – говорит Молдир Жампозова, инженер 1 категории ПТО ЗТК. – Благодаря этому мы возрождаем нашу культуру. Но не как что-то древнее и застывшее, а как преемственность традиций, обогащенных современностью. Ведь сегодняшний национальный стиль представляет собой сочетание традиций прошлого и современных тенденций. Поэтому появляются новые вещи, которые охотно носит и молодежь.

К слову, совеем недавно сотрудницы АО «АлЭС» приняли участие в общенациональный флешмоб «Ұлттық сезім», продемонстрировав всю красоту национальных костюмов.

 

– В нашей семье мы тоже чтим традиции и охотно надеваем национальные костюмы: иногда – дома, всегда – на Наурыз, нередко – на День рождения. Национальная одежда дает чувство национальной идентичности, силу связи со своими корнями, – считает Марат Гиззатов, начальник Управления сопровождения проектов. – Уважение к своему национальному костюму закладывает и уважение к другим этническим одеждам. Например, у меня дома в коллекции есть туркменский халат, бурка, осетинская рубашка, и особенно много головных уборов из разных стран. Все это – предметы материальной культуры. В нематериальном аспекте – это сакральный символ. Особенно головной убор, который указывал на социальный статус, семейное положение человека и многое другое.

А для Айбола Даулетова, старшего мастера котельного цеха Западного теплового комплекса, национальная одежда – особенно одеяние батыров – давно стала предметом его исторического иссследования и хобби. Он еще со школы интересуется этим вопросом, поскольку учился в классе с углубленным изучением истории в многопрофильной школе-гимназии №123 им. Ходжа Ахмета Яссауи в Алматы.

– Я со своим ростом под два метра прошел отбор для показа национальной одежды батыров, – поделился он своим увлечением. – В одежде батыра я чувствую прилив силы и духа, хотя она весит 25-30 кг и оружие тоже – под 20 кг. Для верховой езды конкретной одежды у казахов не было. Самым главным было умение управлять лошадью. А мы – казахи – к этому приучены с детства, это у нас в крови. Жизненно важным для батыра был вопрос вооружения и средств защиты. От качественного оружия и доспехов зависел не только военный успех, но и сама жизнь. К примеру, в образе батыра у меня средство защиты – доспехи из натуральной кожи, а из оружия – найза и айбалта. Я выступаю не только батыром, но и охотником, использующим беркута для охоты. Ведь у кочевых народов Центральной Азии – казахов, киргизов и монголов – беркут используется в качестве ловчей птицы для охоты на лисиц-корсаков, зайцев, сайгаков, джейранов, иногда волков.

Айбол Даулетов выступаем в основном на национальных праздниках, в том числе и на Наурыз. Как правило, это шествия на площадях Алматы, участие в спектаклях в театре «Султан Сери Этно Театр». Нередко к нему и его друзьям обращаются с просьбой принят участие при проведении юбилеев, сундет-тоев, тілашар-тоев, для сопровождения молодоженов.

– Я всегда хотел быть похожим на благородных батыров, у которых была цель – оставить своему будущему поколению большие красивые земли и защищать свой народ. Каждый из них достоин уважения и почтения, – подчеркивает он.

Айбол говорит, что это увлечение вызывает восторг и удивление у многих в Казахстане, и даже поступают приглашения на представление из-за рубежа. Его тоже приглашали на гастроли за рубеж.

– Но я отказывался, так как наша работа в энергетике требует ответственности и дисциплины, – признается он. – Я люблю свою работу, а хобби у меня на третьем месте, после работы и семьи.

В компании немало его коллег, которые искренне разделяют с ним любовь к национальной истории, традициям и одежде.

– Казахская национальная одежда великолепная, она подчеркивает красоту свободных и независимых степных женщин, и мужество мужчин, сильных и смелых. Надевая шапан, я ощущаю себя наследником своих предков – сердце радуется, – говорит Серик Токтарбаев, начальник Электромашинного цеха Каскада ГЭС.

А для начальника ЦАИиС Каскада ГЭС Дархана Борашова национальная одежда – это не только отражение культуры и традиций. «Это и мои корни, – уверен он. – Я хочу, чтобы весь мир знал о том, какими красивыми бывают наши национальные костюмы, и хочу, чтобы их узнавали по всему миру. Чувствую свою возрастающую ответственность перед молодежью и понимаю, что должен передать образ мышления предков нынешнему поколению».

О глубинном смысле национального костюма, смысловых кодах «зашитых» при его создании рассуждает председатель профкома ПРП «Энергоремонт» Назира Кадыркулова. «Национальный костюм для меня – это связь поколений и национальная идентичность, – признается она. – Я испытываю чувство гордости и эмоциональное воодушевление, когда ношу национальный костюм. Я ношу одежду с элементами национального костюма обычно весной на Наурыз на протяжении последних 10 лет. А вообще, я думаю, такая одежда будет уместной на каждый день, т.к. казахский национальный костюм всегда отличался удобством, лаконичностью и экологичностью».

С ней соглашается и Канат Шайзанов, главный инженер ЦПВТ, отмечая, что, когда надевает национальный костюм, то в памяти всплывают картинки детства, образы дедушки и бабушки. «Одним словом, есть какая-то связь с предками, – добавляет он. – Национальная одежда символизирует праздник, и не только Наурыз, приход весны. Но и сватовство, свадьбу, дни рождения…».

Старший мастер участка железнодорожного участка ЦПВТ Абусейт Бакиров был лаконичен в определении того, что значит для него национальный костюм. Но тем не менее ответ был емким: «Это – гордость за нацию. Это – единение с особенной культурой наших предков, независимо от географии страны».

«Национальный костюм – это не просто одежда, он – яркий индикатор национальной принадлежности, который помогает нам сохранить культурно-духовное наследие прошлого», – добавляет Наурызбек Кузенов, старший инспектор по ОТ и ТБ ЦПВТ.

В многонациональном коллективе компании не вовлеченных в праздник не остается. Многие с радостью вовлекаются в это многоцветье нарядов.

– Когда я надеваю национальный костюм, то испытываю гордость за то, что мой братский казахский народ обладает таким богатым историческим наследием, – подчеркивает Анастасия Ещенко, главный специалист по закупкам работ Управления закупок. – А я имею возможность выбирать и носить национальную одежду и передавать этот настрой младшим по возрасту. Мне кажется, что встретить женщину в казахской национальной одежде, любой национальности – это поистине восхитительное зрелище. Носить национальный костюм сейчас, для меня лично значит подчеркивать свою принадлежность к казахскому народу, его традициям и ценностям. Казахская одежда отличается практичностью и богатством украшений, она представляет собой изысканное искусство, которое таит в себе множество символов и смыслов. В традиционной национальной одежде ярко выражаются объединяющие народ черты и богатство культурных ценностей».

– Национальная одежда стала неотъемлемой частью культуры и истории нашей республики, символизируя национальный характер и единство казахстанцев, – уверена Наталья Митусова, инженер эколог Каскада ГЭС. – Одежда в этно-стиле воздействует на развитие патриотических чувств любви к Родине, дает возможность демонстрации своей национальной идентичности за пределами страны.

Несмотря на то, что День национального костюма для энергетиков – обычный трудовой день, они смогли в свое свободное время, в перерывах продемонстрировать прекрасные костюмы и принять участие в различных музыкальных номерах корпоративного флэшмоба. А их настроение и духовный подъем зарядили праздником всех остальных в округе.