Суровая прогулка по тоннелю, или коллективные блуждания в подземном мире

2018-06-05 082312

Прошли инструктаж. К походу готовы.

Знаете, откуда произошло выражение «гнать туфту»? Слово «туфта» - это ни что иное, как озвученное обозначение «ТФТ», что является сокращением слов «Тяжелый Физический Труд». Появилось оно во времена строительства Беломорканала. Кстати и слово «Зек» тогда же родилось. Зек, или правильнее «ЗК» - это тоже аббревиатура, означающая «Заключенный Каналоармеец». Так пафосно тогдашняя пропаганда называла направленных «на перековку» людей, недостаточно проникнутых передовым учением. Ведь на Беломор-канале, как и на других великих стройках социализма в 30-е годы, трудились в основном заключенные. Так вот, в зависимости от сложности и тяжести работ определялись разные нормы выработки, а выполненные объемы работ вносились в соответствующие графы ведомостей. Одной из них и была графа под обозначением «ТФТ». А так как производительность труда всегда была в СССР ахиллесовой пятой, а за безусловным выполнением плановых заданий следили крайне строго, то даже сами сотрудники НКВД, курирующие строительство Беломорканала, во избежание ответственности за срыв сроков, что тогда квалифицировалось как вредительство (а выговором тут не отделаешься!), старались как можно большие объемы работ проводить по графе «ТФТ», где применялись наименьшие нормы выработки. Вот отсюда-то и появилось выражение «туфту гнать», что в просторечье является синонимом понятия «введение в заблуждение», «обман», «приписки». К чему весь этот исторический экскурс? Просто все это невольно пришло в голову при проходе напорного тоннеля «ГЭС-1 - ГЭС-2». Ведь строили-то его в основном заключенные. Но обо всем по порядку.

 2018-06-05 082323

Путь к старту

Напорный тоннель служит для транспортировки на ГЭС-2 воды из БАО после ее прохождения через ГЭС-1, а также забираемой там же, на ГЭС-1, воды из реки Кумбель-Су. Тоннель проложен в самой срединной толще горного хребта, его длина без малого 6 км, он круглого сечения с внутренним диаметром 2,5 м, материал – железобетон. Важность тоннеля трудно переоценить. Ведь он не только обеспечивает водой одну из двух основных станций Каскада ГЭС (к слову сказать, в прошлом году выработка ГЭС-2 составила 40% от всей выработки департамента), но и играет важнейшую роль как структурный элемент водохозяйственной системы г. Алматы. Ведь после Каскада ГЭС вся вода поступает на водоприемные сооружения горводоканала, а это около четверти всего объема хозяйственно-питьевого водопотребления города. Раз в 5 лет техническое состояние тоннеля положено обследовать. Для этого надо пройти его сначала и до конца, а это тот еще экстрим. Вот как раз на 3 мая с.г. он и выпал. Последний раз тоннель обходили в 2013 году, поэтому подошел нормативный срок очередного осмотра. Но это просто так не делается – захотел и пошел. Подготовка начинается сильно заранее. С учетом всех факторов определяется конкретный срок обхода. Ведь для того, чтобы в тоннель попасть, надо сначала его опорожнить, а ГЭС-2 на это время остановить. Значит, с диспетчерской службой АО «АлЭС» надо согласовать изменение режима генерации Каскада ГЭС. А куда воду после ГЭС-1 девать, если не в тоннель? Правильно, в русло реки Большой Алматинки, и снова забрать ее на плотине ГЭС-5. Значит, с водниками необходимо согласовать вопрос временного уменьшения объема водоподачи, для компенсации чего им потребуется накопить запасы воды. Но чтобы вновь забранную ниже воду можно было использовать, надо предварительно промыть русло реки Большой Алматинки на протяжении 7 км, ведь оно сильно загрязнено послепаводковыми массами и бытовыми отходами - последствиями отдыха многочисленных туристов, посещающих ущелье. Для решения этих и множества других вопросов, пишется программа останова ГЭС-2, в которой до мельчайших подробностей хронометрически прописываются все действия персонала, обеспечивающие своевременное и, самое главное, безопасное выполнение всех намеченных мероприятий. Программа тщательно прорабатывается всеми цехами и структурными подразделениями и после внесения необходимых поправок и согласования главным инженером, утверждается управляющим директором. После этого начинается техническая подготовка к проведению обследования. Уточняется состав группы, подбираются по размерам резиновые сапоги, готовятся рукавицы и непромокаемые плащи, ставятся на зарядку фонари. И вот, наконец, утром 3 мая вся группа собирается на ГЭС-1. В составе группы 11 человек, из них 3 – это подрядчики: и в прошлый раз, и сейчас в осмотре участвуют специалисты ТОО «Казинжэнергопроект», проводящие ежегодное многофакторное обследование гидротехнических сооружений департамента. После прохождения инструктажа группа переходит по подвесному мосту на восточный склон ущелья и через люк спускается метров на 10 вниз, в напорную камеру, из которой берет начало тоннель. Возглавляет группу управляющий директор Каскада ГЭС Сабыркулов Б.А. Кроме него, из числа персонала департамента принимают участие зам. главного инженера Геккеев И.А., Сайфутдинов Р.Я., начальник ГТЦ Маканбаев Е.Б,, инженеры ГТЦ Стоянов С.Г. и Чехов О.А., а также представители головного офиса АО «АлЭС» - главный специалист УКНИОТ Парфирьев Р.В. и главный специалист УЭИР Яковлев Я.А.

 2018-06-05 082340

Входим в тоннель

А вот главный инженер Каскада ГЭС принять участие не смог по той же причине, по какой президент и вице-президент никогда не летают вместе в одном самолете. Хотя ему очень хотелось. Для большинства этот обход проводится впервые. Лишь Геккеев И.А. и один из подрядчиков однажды уже проходили тоннель. А вот Сайфутдинов Р.Я. идет в 4-й раз, ему и быть в авангарде. За ним цепочкой двинулись остальные. Темп движения медленный. Во-первых, не так-то просто идти по щиколотку в воде, да еще по рельсовым путям. А во-вторых, это не формальный обход, а обследование. Скорость движения здесь задают специалисты ТОО «Казинжэнергопроект», замыкающие цепочку. Они внимательно осматривают состояние бетонных поверхностей и время от времени останавливаются для проведения инструментальных замеров георадаром.

 2018-06-05 082352

Идем и идем…

Тоннель прямой, на всем протяжении имеет лишь 3 незначительных изгиба. Лучи фонарей скользят по воде, стенкам и своду и теряются вдали. Слева по движению через каждые 100 м на стенке неплохо сохранились пикеты – пронумерованные металлические пластинки. Нужно дойти до пикета с номером 58, он в конце тоннеля. Но безостановочно двигаться нельзя - цепочка время от времени растягивается и приходится поджидать отстающих. Через какое-то время приходит привыкание к монотонным всплескам воды от двух десятков сапог и бликам от света фонарей, отражаемым в замкнутом пространстве тоннеля. Потом осознание, что ты находишься в самой толще горы и другого варианта выбраться наружу, кроме как идти до конца, у тебя нет. Да, людям с клаустрофобией здесь не место. Вот тут-то поневоле в голову и приходит мысль о ТФТ, о тех, кто этот тоннель строил, о подневольных тружениках, раскатывающих по этим рельсам вагонетки с грунтом и бетоном. Тут и идти-то нелегко, а как было все это прорубать внутри горного хребта, выбирать грунт, ставить опалубку, бетонировать?

 2018-06-05 082408

Почему протечка?

Надо сказать, что строили раньше надежно. Конечно, видны какие-то неровности, следы от опалубки, но в целом тоннель выполнен очень качественно. А ведь ему уже 60 лет! И ни разу он не ремонтировался. Время от времени путь пересекают бьющие сбоку или сверху струйки воды. Ничего страшного, это просто обратная фильтрация. После опорожнения тоннеля, давление в нем стало ниже, чем в окружающих его водонасыщенных слоях, и вода, ранее выдавленная в них через отдельные технологические отверстия, в свое время недостаточно тщательно заделанные, а также через появившиеся немногочисленные трещинки, стремится обратно. Их немного и опасности они не представляют. А вот и первая штольня. Штольня – это горизонтальная горная выработка с выходом на склон горы. Всего их 3- Ручьевая, Шпигальского и Песчаная, каждая по 150 м длиной. Снаружи вход в них закрыт стальными решетчатыми дверями, а входы в сам тоннель- мощными броневыми листами на болтовых соединениях. Штольни служат для возможности проникновения в тоннель на разных участках для проведения в нем аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий каких-либо явлений чрезвычайного характера (например, разрушительного землетрясения). К счастью, до сих пор этого не происходило и, надо надеяться, не произойдет. Однако готовым к этому надо быть всегда, поэтому площадки на входах в штольни по мере необходимости расчищаются от осыпей и обвалов. А тоннель все тянется. Говорят, что такие места бывают порталами в другую реальность. Может так, а может, нет, но один из впервые проходящих потом признался, что у него начались галлюцинации. Оно и неудивительно, ведь условия очень необычные. Это вам не подземный переход! Но вот, наконец, и вторая штольня. Прошло уже больше двух часов и две трети пути. Где-то после четвертого километра не сразу замечаешь изменения в бетонном покрытии. Оно лучше, отсутствуют следы от опалуб-ки, поверхность гладкая, как скорлупа яйца. В чем дело? А просто тоннель одновременно строился с двух концов. Сверху шли зеки, а снизу работники строительной организации «СУ ГРЭС». Конечно, стимулы для качества у них были разные. Одно дело – работать за зарплату и премию, и совсем другое –за ежедневную пайку и карцер за невыполнение нормы. Кстати, карцер до сих пор сохранился, он находится рядом с ГЭС-1. А время идет. Вот уже миновали третью штольню.

 2018-06-05 082419

Неужели дошли? Теперь бы подняться

Никто вслух не говорит, но всем уже явно не терпится выбраться наружу. Время от времени слышны нетерпеливые возгласы: «48-й!.. 50-й!..54-й!..». Это отсчитываются оставшиеся пикеты.

 2018-06-05 082432

А подниматься сюда

Но вот, наконец-то, тоннель заканчивается входом в уравнительную камеру. Конец трехчасового пути. Можно выбираться наружу. Только как? А очень просто: вверх по скобам на высоту 36 м. Сверху спускается страховочный канат, и первым начинает подъем Сабыркулов Б.А. А это не так-то просто даже для тренированного человека.

 2018-06-05 082445

Первый пошел!

Представьте себе, что вам надо подняться по стене 12-ти этажного дома. И не по пожарной лестнице, а по тонким скобам! Скобы заанкерены в стену уравнительной камеры, и так как все время находятся в воде, покрыты ржавчиной с острыми конкрементами. Вот здесь-то и пригодились рукавицы. Приходится часто отдыхать, а пока не поднимется наверх один, не может начать подъем другой: ведь без страховки нельзя. Да и кроме того, сверху с сапог сыпятся мокрые ошметки грязи, капает вода. Каска тут не спасает. Но все прекрасное когда-нибудь кончается, вся группа наверху.

2018-06-05 082457 

Трава и солнце. Хорошо!

Здесь трава и солнце. Можно отдыхать. А программу надо завершить: вновь заполнить тоннель и запустить ГЭС-2. На это уйдет еще несколько часов, но этим уже займутся другие.