На чистый воздух

Карта действий по решению острых социальных вопросов мегаполиса

Ежегодно ТЭЦ-2 сжигает 2 млн тонн угля, при этом образовывается около 1 млн тонн золы«Вечерка» отправилась посмотреть, как сегодня работает главное производство тепла и электроэнергии города.
– ТЭЦ-2 – основной источник тепловой энергии Алматы. Она обеспечивает 60% теплоснабжения централизованной зоны города и 40% электроэнергии, – говорит управляющий директор по производству, главный инженер АО «Алматинские электрические станции» Газий Исмухамбетов.
– Все отработанные отходы хранятся на золоотвалах. На ТЭЦ-2 применена комбинированная система золоудаления, действующая с 2004 года. Она предусматривает использование двухсекционного гидрозолоотвала общей площадью 161 га и золоотвала сухого складирования площадью 200 га, все стадии очистки и складирования золоотходов. То есть сначала зола транспортируется с водой на золоотвал, где отстаивается. После того как золоотвал заполнится, производится его рекультивация. Обезвоженные золошлаки из одной емкости гидрозолоотвала автотранспортом вывозятся на золоотвал сухого складирования. В то же время в другую емкость золоотвала ведется гидронамыв золошлаков, поступающих с ТЭЦ-2. Осветленная вода используется повторно для технологических нужд станции.
Расчетный годовой выход золошлаковых отходов составляет 1500 тыс. м3/год. Все эти объемы скоро будут заполнены, поскольку система складирования золы здесь рассчитана лишь до 2024 года, и встает вопрос о будущем станции и в целом теплоснабжении Алматы.
Главный специалист отдела капитального строительства АлЭС Антон Арзюков рассказывает, что с 2004 года порядка 17 млн кубометров золы в уплотненном состоянии хранится на 4 площадках.
– Всего на сухом золоотвале у нас 5 площадок. Площадки с 1-й по 4-ю уже заполнены полностью, осталась свободной только 5-я площадка площадью 24 га. Технология сухого складирования простая – сухую золу немного смачивают, складируют несколькими слоями по 30 см каждый, закатывают катками, сверху засыпают консервационным слоем суглинка в 50 см, после чего покрывают плодородной землей с посевом трав, на которой можно в дальнейшем сеять сельхозкультуры. Пятую площадку мы заполним за один этап, это порядка 4 млн тонн за 3 года. Таким образом к 2024 году площадка золоотвала сухого складирования будет полностью заполнена. Нам нужно будет к этому времени либо перевести ТЭЦ-2 полностью на газ, либо просить в аренду новые участки земли, – сказал Антон Арзюков.
Специалистами, общественниками и экоактивистами было рассмотрено несколько вариантов модернизации ТЭЦ-2. В итоге выбран наиболее приемлемый для всех, который закрывает сразу две проблемы – экологическую и роста тарифов. По проекту стоимостью 98 млрд тенге восемь нынешних угольных котлов, первый из которых был введен в эксплуатацию в 1986 году, а последний – в 2016-м, будут постепенно заменены на газовые. И тогда городу вернутся взятые некогда под золоотвалы в аренду огромные территории, где можно разбить парки и скверы, с пользой для населения их как-то облагородить.
Проектные работы по реновации ТЭЦ проводились по заказу АО «АлЭС» проектным институтом «КазНИПИэнергопром», который имеет 60-летнюю историю энергетического строительства и осуществляет весь спектр предпроектных и проектных работ в области теплоэнергетики.
По проекту полностью перевести станцию на газ предполагается к 2029 году. Однако энергетики с осторожным оптимизмом уверяют, что при бесперебойном финансировании эти сроки могут быть значительно сокращены, поскольку модернизация каждого последующего котла будет даваться легче и быстрее. Как говорится – дело техники.
Однако в любом случае этот процесс займет не один год, а значит, вопрос складирования золы остается открытым.
– Пытались мы золу продавать, приглашали оценочную комиссию, но пока безуспешно, – говорит управляющий директор по развитию и трансформации АО «АлЭС» Серик Калиев. – Крупных покупателей на отработанную золу не нашлось. В прошлом году удалось продать около 50 тыс. тонн золы для строительства автодорог. Но это не те объемы, которые хотелось бы реализовывать. Мы встречались с представителями фирм и ряда других организаций, у которых были намерения использовать нашу золу при строительстве или возведении дорог. Даже японцы к нам приезжали, заинтересованность у них была, но почему дальше дело не сдвинулось с места, сказать не могу. Может быть, состав нашей золы не подходит им. У нас ведь гидрозолоотвал, то есть мокрая зола. Поступают предложения по реализации нашей золы, но они мелкие для нас. К тому же из-за карантина мы не можем встречаться лично с потенциальными покупателями, а по телефону сложно договариваться.
Тем не менее представители АО «Самрук-Энерго» подчеркивают, что продолжат работу по привлечению приемлемых источников и способов финансирования проекта с непременным обеспечением минимизации тарифной нагрузки и отвечающих условиями его полной окупаемости. Таким образом компания учитывает интересы горожан – основных потребителей тепловой и электрической энергии.
– В середине октября начинается отопительный сезон. На данный момент по составу оборудования к отопительному сезону мы готовы на сто процентов. Часть оборудования у нас еще находится в ремонте, но основная обновленная его часть позволяет нам открыть отопительный сезон. Запасы топлива у нас в двукратном номинале, персонал за летний период прошел переобучение, и сейчас мы полностью готовы к зиме, – сказал Серик Калиев.
Виктория ИЗБИЦКАЯ
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА
УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИИ И КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Общие выбросы в атмосферу мегаполиса составляют 125 тыс. тонн в год.
35% выбросов приходится на ТЭЦ-2 – 44 тыс. тонн.
Что сделано:
¦ Разработаны 4 варианта модернизации
Вариант № 1. Модернизация котлов с переводом на газ – 98 млрд тенге.
Вариант № 2. Реконструкция существующих котлов с установкой газоочистного оборудования – 183 млрд тенге.
Вариант № 3. Расширение ТЭЦ-2 со строительством КоГТУ – 335 млрд тенге.
Вариант № 4. Строительство новой станции на газе – 274 млрд тенге.
64% выбросов в атмосферу мегаполиса приходятся на автотранспорт – 80 тыс. тонн
Что сделано:
¦ на городских маршрутах работают 400 газовых и 10 электрических автобусов;
¦ запрещена закупка коммунальной техники на дизеле;
¦ работают 10 датчиков для мониторинга качества воздуха.
Дополнительно планируется:
¦ установка 17 экопостов по периметру города;
¦ установка 25 датчиков по городу для мониторинга качества воздуха.