Не только старики: Как ровесник Независимости стал замначальника цеха на ТЭЦ-2

Бытует мнение, что на коммунальных предприятиях работают только люди старшего поколения. Типичному работнику таких компаний, по мнению обывателей, лет 40-50, это крепкие мужчины старой закалки. 

Но мало кто знает, что в коллективе коммунальных предприятий есть и молодые сотрудники, добившиеся в теплоэнергетике немалых успехов, передает Деловой Казахстан.

Ровесник Независимости Мухит Бокбасаров 11-й год работает на ТЭЦ-2 имени А.Жакутова. Начинал он как моторист багерной насосной 4 разряда, сейчас дослужился до должности заместителя начальника котельного цеха по ремонту. В энергетику пришел вслед за отцом, который 42-й год работает здесь слесарем 6 разряда на участке полисистем в котельном цехе. Перед приходом на работу Мухит закончил Алматинский энергетический колледж по специальности «теплоэнергетика», а во время работы на самой ТЭЦ-2 отучился на бакалавра и магистра. Получилось так, что Мухит одновременно познавал и теорию, и практику. Такой подход еще сильнее увлек молодого специалиста, хотя интерес к теплоэнергетике у Мухита появился еще с детства: отец водил его на экскурсии на ТЭЦ-2, показывал, как что работает. Так наш герой и загорелся мечтой о работе в теплоэнергетике.  

«Заходили в гигантский машзал, и впечатления просто космические! ТЭЦ- как огромный завод, все кипит, шуршит, урчит, высота самого здания поражает и впечатляет - здесь чувствуешь себя как будто на другой планете, если приходишь первый раз, тем более в школьном возрасте. Помню, мечтал изучить принцип работы котлов. До сих пор ощущаю масштаб и роль ТЭЦ-2 в жизни Алматы: станция обеспечивает на 60% город электроэнергией и на 78% отоплением и горячей водой», - говорит Мухит. 

По его словам, на производстве легкой работы нет, зато, хватает пыли от угля, присутствует определенный уровень шума и вибрации. Но это не пугает молодых специалистов.

30-летний Мухит, несмотря на молодой возраст, чувствует себя неким мостом между разными поколениями – более молодыми и более возрастными.

«Те, кто моложе, они мыслят по-другому, у них на первом плане цифровизация, автоматизация, но мы учим, стараются, молодежь приходит с амбициями. Также ведем дискуссии с сотрудниками старшего поколения, когда речь заходит о разработке новшеств. Люди старой закалки вначале говорят, что современные варианты ремонта или какие-то новые детали не будут работать, но в итоге в нашем споре побеждает книга. Котлы на нашей ТЭЦ-2 разработаны Барнаульским котельным заводом, и все инновации разработаны на основе чертежей проектировщиков котлов. Поэтому благодаря опоре на проектные чертежи мы можем доказать, что при ремонте можно смотреть на участок шире», - уверил Мухит. 

Задача эксплуатационного персонала – наблюдать за оборудованием во время его использования. Если они выявляют какие-то неполадки, останавливают участок, где есть неполадки, и вызывают ремонтный персонал, которым и руководит Мухит. 

Путь по карьерной лестнице на ТЭЦ-2, несмотря на ее масштаб, достаточно простой и понятный. Если работник устроился мотористом багерной 4 разряда на насосный отдел, потом он может перейти на гидрозолоудаление, обслуживать вращающееся оборудование. Следующий этап – обходчик полисистем, далее дежурный слесарь-обходчик по котельному участку, а еще выше и ответственнее – должность машиниста котла.

«Машинист котла- это управляющий всей системой выработки тепла и электричества, как пилот самолета. Человек должен понимать свою ответственность, чувствовать котел. Систему обслуживают люди, эта система не работает сама по себе. А машинист котла видит все параметры на огромном табло - щите управления, где видит, что происходит на котлах. Есть блокировки, специальные защиты на случай аварийных ситуаций, и один человек должен вовремя все заметить. Ему помогают обходчики, слесари, машинист может их направить на проблемный участок, чтобы проверить на месте и в случае необходимости обратиться к нам, ремонтникам», - поведал Мухит. 

Сегодня ремонтная бригада старается провести необходимые работы в плановом порядке, заранее выявить и устранить моменты, которые могут привести в будущем к авариям. Конечно, не обходится без ситуаций, когда Мухиту и его бригаде приходится задерживаться на работе, чтобы выяснить причину повреждения, вывести участок из работы, убрав из него воду и пар, и приступить к устранению неисправности. Аварийные отключения и разрывы сегодня происходят довольно редко. 

«Сейчас мы задерживаемся нечасто, уже 2 года, как я пришел на должность, стараемся выявлять и ремонтировать уязвимые участки за 8-часовой рабочий день, на вечерних планерках прошу мастеров озвучивать, какие есть дефекты, чтобы на утро участок был готов и его можно было бы быстро отремонтировать», - пояснил Мухит. 

Возвращаясь домой, наш герой всегда готов, что дома нужно будет что-то починить по электрике или сантехнике. Но это ему не в тягость: работам по сантехнике его научил отец, а теперь, зная работу ТЭЦ-2, Мухит подходит ко всему с научной стороны. А коллектив ТЭЦ-2 имени А.Жакутова стал для него как второй семьей, все сотрудники знают друг о друге, помогают друг другу в случае необходимости, в трудных жизненных ситуациях.

Династию теплоэнергетиков Мухит намерен продолжать, и уже сейчас рассказывает своему сыну-первокласснику, насколько интересна эта специальность. 

 

Альберт Ахметов