АО «АлЭС»: экологичность производства остается в приоритете

АО «Алматинские электрические станции» рассматривает три варианта модернизации ТЭЦ-2. Об этом в ходе ежегодных публичных слушаний сообщил председатель правления АО «АлЭС», депутат маслихата Алматы Нурлан Мухамед-Рахимов. Все три варианта дорогостоящие, но компания намерена приложить все свои усилия для реализации поручения Главы государства Нурсултана Назарбаева, который в сентябре прошлого года поручил акимату города и ФНБ «Самрук-Казына» максимально ускорить процесс перевода на газ ТЭЦ-2. Ее доля в загрязнение воздушного бассейна мегаполиса оценивается на уровне 9%, а всего энергокомплекса – 11% от общего объема выбросов по городу.

2018-04-25 104045

Единственный вопрос повестки состоявшихся слушаний - деятельность АО «АлЭС» по предоставлению регулируемых услуг за 2017 год. Традиционно к отчету естественного энергетического монополиста повышенное внимание общественности, поэтому на нынешние слушания в конференц-зале ТЭЦ-1 собрались представители уполномоченных и государственных органов, общественных объединений, СМИ, независимые эксперты.

Как отметил в своем докладе Нурлан Мухамед-Рахимов, задание ТОО «АлТС» по температурному графику и поддержанию давления сетевой воды в прошедшем году полностью выполнялось. В связи с ростом дебиторской задолженности энергетикам приходится постоянно направлять претензии дебиторам и вести с ними работу по ее погашению. Безусловно, это отразилось и на ключевых финансовых показателях компании.

– По итогам 2017 года фактический объем оказанных услуг по производству тепловой энергии составил 5 164 тысяч Гкал, - отметил Нурлан Мухамед-Рахимов - Это на 160 тысяч или на 3% ниже объема, предусмотренного в утвержденной тарифной смете. Доходы от реализации тепловой энергии составили 17 367,1 млн тенге, расходы 18 190,5 млн. тенге. Убыток от деятельности по производству тепловой энергии оценивается в 823,4 млн тенге.

Глава компании также сообщил, что амортизационные отчисления от активов, задействованных при оказании регулируемых услуг, были направлены на реализацию инвестиционной программы. Эта сумма составила 488,9 млн тенге. Еще 1 294,4 млн тенге были направлены на погашение основного долга по займу, привлеченного для финансирования проекта «Реконструкция и расширение Алматинской ТЭЦ-2. III очередь. Котлоагрегат №8».

Кроме того, дополнительно направлено 38,8 млн тенге на капитальный ремонт основных средств.

Отвечая на вопрос о задолженности по привлеченному АлЭС кредиту, председатель правления отметил, что в течение 2017 года АО «АлЭС» провело работу по рефинансированию задолженности по индексированным инвестиционным облигациям путем привлечения финансирования в банках второго уровня, что позволило значительно снизить влияние колебания курса доллара США на финансовые показатели компании. Срок погашения займа продлен до 2024 года. Как подчеркнул Нурлан Мухамед-Рахимов, это было сделано с тем, чтобы «в тариф не ложилась большая долговая нагрузка». Весь коллектив компании нацелен на снижение расходов для сдерживания роста тарифов, резюмировал глава компании.

Также он сообщил, что по итогам минувшего года фактический объем оказанных услуг по подаче воды по магистральным трубопроводам составил 28,6 млн кубов. Это на уровне объема, предусмотренного утвержденной тарифной сметой. Доходы от реализации химически очищенной воды составили 1 671,7 млн тенге, а прибыль - 23,2 млн тенге. В соответствии с законодательством РК, прибыль и амортизационные отчисления были направлены на реализацию утвержденной инвестиционной программы. Все работы, запланированные в рамках инвестпрограммы, выполнены в полном объеме за счет собственных средств на сумму 49,8 млн тенге.

Собравшиеся были проинформированы и о других показателях производственно-финансовой деятельности компании. В том числе и о повышении тарифов компаниями – поставщиками товаров, работ и услуг. К примеру, в затратах на производство тепловой энергии топливо составляет порядка 60%, из которых на уголь приходится 1/3. А в стоимости угля 60% составляет его транспортировка. Недавно, сославшись на дефицит вагонов на казахстанском рынке, компания, оказывающая услуги по транспортировке угля, подняло стоимость своей услуги на 40%, в результате роста цен на аренду вагонов на 185%. Экономика АлЭС показывает, чтобы выдерживать этот рост, необходимо поднять тариф для потребителей на 12%, что недопустимо. Целесообразнее приобрести свои вагоны, резюмируют в компании. Но это тоже требует больших капиталовложений.

Согласно информации АО «АлЭС», у компании имеется просроченная дебиторская задолженность, в том числе ТОО «Алматинские тепловые сети» по состоянию на конец 2017 года было должно 831,8 млн. тенге. На 31 марта текущего года просроченная задолженность АлТС уже составляла в 6,2 млрд. тенге.

Напомним, что поставка тепловой энергии компаниям – теплосетям ведется исключительно по их заявкам в соответствии с заключенными договорами. Основные критерии при ее поставках - выполнение задаваемого потребителем температурного графика и поддержание давления сетевой воды.

Самый большой интерес и оживленное обсуждение участников встречи вызвала тема газификации Алматинского энергокомплекса. Энергетики сообщили, что при реконструкции ТЭЦ-1 намечена замена отработавшего парковый ресурс оборудования, внедрение газотурбинных технологий и сокращение валовых выбросов вредных веществ в атмосферу. Стоимость проекта - 35,7 млрд тенге с НДС. Ожидается, что в результате реконструкции станции годовая выработка электрической энергии составит 422 млн кВтч, тепловой энергии - 728 тысяч Гкал. Модернизация также будет способствовать повышению надежности и качества энергоснабжения потребителей, сокращению валовых выбросов вредных веществ ТЭЦ-1 в центральной части Алматы.

Нурлан Мухамед-Рахимов подробно рассказал и о рассматриваемых трех вариантах модернизации ТЭЦ-2. Сейчас все они - на уровне разработки предТЭО. Первый вариант предполагает реконструкцию ТЭЦ-2 для сжигания газа на существующих котлоагрегатах №1-8. В результате компания может снизить показатель выбросов с 11% до 1,8%. Но этот вариант технологически самый трудо- и капиталоемкий. Это связано с архитектурной и технической особенностью: ТЭЦ-2 – станция заглубленного типа и при такой модернизации оборудование окажется ниже нулевого уровня. При этом установка газового оборудования в цокольных и подвальных этажах запрещена. На это есть прямой запрет СНиПов.

Расчеты компании показывают, что в итоге, с учетом инвестиций в модернизацию, тарифы могут вырасти в 2, 5 раза. То есть, очень дорого и очень сложно. Чтобы сделать все точные расчеты, АлЭС заказала предТЭО специалистам компании ТОО «СтройИндустрия».

Второй вариант - расширение ТЭЦ-2 со строительством парогазотурбинных установок. Это позволит полностью перевести на газ горячее водоснабжение, но угольная составляющая остается и будет подключаться только зимой и нести только отопительную нагрузку. Снижение доли выбросов в этом случае составит всего 2% - до 9% от общегородского вала. Не совсем тот эффект, которого добиваются, и тоже дорого.

Вариант №3 предусматривает поэтапную реконструкция существующих восьми котлоагрегатов с установкой современного газоочистного оборудования, отвечающего европейским нормам выбросов. То есть станция «остается на угле», но происходит полная замена очистного оборудования. По мнению энергетиков, это лучший вариант. Но он также очень дорогостоящий.    

Ориентировочно цена вопроса по всем трем проектам – не менее 100 миллиардов тенге, с вариациями. Как подчеркнул Нурлан Мухамед-Рахимов, все три варианта в рамках предТЭО сейчас находятся на разных уровнях разработки. Но по окончании все они будут представлены на обсуждение в акимат г.Алматы, ФНБ «Самрук-Казына», правительство РК. При выборе вариантов будут учитываться как экологические, финансовые, технико-технологические факторы, так и десятки других – геологические, природно-климатические, социальные. Но при любом раскладе, проект без поддержки госбюджета не может быт реализован. Другим неизбежным сопутствующим фактором модернизации станет изменение тарифов.

   Также компания предусматривает реконструкцию тепломагистрали ТЭЦ-2 - ЗТК АО «АлЭС». Ориентировочная стоимость проекта - 36,2 млрд тенге с НДС.

Ее цель - обеспечение потребителей Алматы надежным и бесперебойным снабжением тепловой энергией в соответствии с графиками нагрузки и температурными режимами. Мощность тепломагистрали после реализации проекта увеличится годовой объем передаваемой тепловой энергии возрастет с 3,5 млн Гкал до 4,3 млн Гкал, при этом появится возможность дополнительного подключения потребителей на 240 Гкал в заданной части города.

Продолжая природоохранную тему, глава АО «АлЭС» отметил, что внутри компании также ведутся работы по снижению экологической нагрузки. Так, часть автотранспорта АО переведена на газ.

Вот такой острый и честный разговор состоялся на общественных слушаниях. Отвечая на вопросы, энергетики не скрывали проблем и рассказывали о вариантах их решения. Какими они будут – также пообещали проинформировать.

Алевтина ДОНСКИХ, Алматы