Южная столица будет с теплом

2016-11-29 235922В этом году исполнилось 10 лет со дня создания Акционерного общества «Алматинские электрические станции» (АО «АлЭС»). К своему юбилею и в преддверии 25-летия Дня Независимости Республики Казахстан 21 сентября 2016 года состоялась официальная церемония пуска котлоагрегата № 8 в рамках реконструкции и расширения Алматинской ТЭЦ-2. В торжественном пуске приняли участие аким г. Алматы Байбек Б.К., Председатель Правления АО «Самрук-Энерго» Саткалиев А.М., руководство АО «АлЭС» и представители средств массовой информации. Пуск нового котлоагрегата позволит обеспечить теплом объекты «Универсиады-2017», индустриальную зону и застройки по Программе «Доступное жилье-2020».

2016-11-29 235910АО «АлЭС» занимает доминирующее положение по поставкам электроэнергии в г. Алматы и Алматинский регион. Обеспечивает порядка 76 % тепла зоны централизованного теплоснабжения и 60 % электроэнергии.

В структуру АО «АлЭС» входят три ТЭЦ – ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3; две ГЭС – Капшагайская ГЭС, Каскад ГЭС; Западный тепловой комплекс; Центр приема и выгрузки топлива и производственно-ремонтное предприятие «Энергоремонт».

Энергопроизводящие предприятия «АлЭС» – это станции с богатой историей. В 2015 году ТЭЦ-1 исполнилось 80 лет. В 2013 году Каскад ГЭС отметил свой 65-летний юбилей, а ЗТК – 50-летний юбилей. В 1962 году заработала ТЭЦ-3. Капшагайская ГЭС в строю с 1970 года. Самому «молодому» объекту «АлЭС» ТЭЦ-2 – 35 лет.

На сегодняшний день её установленная электрическая мощность составляет 1239 МВт, установленная тепловая мощность – 3814 Гкал/ч. Выработка электроэнергии в АО «АлЭС» в 2014 году составила 5 млрд кВт·ч. Отпуск тепловой энергии составил 5,5 млн Гкал.

Стратегическими целями деятельности АО «АлЭС» является улучшение качества и надежности энергоснабжения и экологической безопасности г. Алматы и Алматинского региона в долгосрочной перспективе.

21 сентября состоялся пуск кот- ла. Это позволило убить 2 зайца. ТЭЦ-2 выходит на свои установленные параметры, а ТЭЦ-1 снизила экологическую нагрузку. В сильные морозы ТЭЦЦ-1 может включить все 8 водогрейных котлов и позволит обеспечить теплом город. Таким образом котёл-8 позволил разгрузить ТЭЦ-1 с точки зрения тепловой нагрузки.

Мы попросили председателя Правления АО «Алматинские электрические станции» Нурлана Мухамед-Рахимова прокомментировать важность и необходимость для г. Алматы и пуска котлоагрегата № 8. 

– Что даёт городу пуск нового котла?

– Пуск 8-го котла для нас имеет большое значение. Южная столица растёт, потребление тепла увеличивается. Ввод котла даёт дополнительную возможность производить тепловую энергию для расширяющейся части Алатауского района города, для объектов будущей универсиады и объектов «Доступное жильё». Это будет дополнительная выработка для собственного производства в Алматы, для жителей нашего города.

Дополнительный эффект от ввода данного оборудования – мощность станции выросла с 410 до 470 МВт, а по теплу – с 1 176 до 1 411 Гкал/ч, что соразмерно потребности трёх районов Алматы – Бостандыкского, Медеуского и Алатауского. Увеличение располагаемой электрической мощности даёт нам возможность нарастить годовую выработку электроэнергии станцией на 450 млн кВт·ч, а наращивание установленной тепловой мощности станции позволит после ввода в эксплуатацию тепломагистрали ТЭЦ-2 – ТЭЦ-1 увеличить годовой отпуск тепла на 500 тысяч гигакалорий. В итоге турбогенераторы станции смогут выдавать до 510 МВт номинальной электрической мощности в течение длительного времени зимой.

Кроме того, мы убили сразу двух зайцев. ТЭЦ-2 выходит на свои установленные проектом параметры, а ТЭЦ-1, которая находится в центре города, снизила экологическую нагрузку. В сильные морозы ТЭЦ-1 может включить все 8 водогрейных котлов и позволит обеспечить теплом город. Таким образом, котёл № 8 позволил разгрузить ТЭЦ-1 с точки зрения тепловой нагрузки.

– Как долго готовились к вводу в действие этого котла?

– По плану завершение строительства и монтажных работ произошло в первом квартале текущего года, и пусконаладочные работы завершены во втором квартале.

Проект этот комплексный, включает в себя и строительство соединительной тепломагистрали с ТЭЦ-1, модернизацию Западного теплового комплекса. Часть работ продолжается, часть – завершены. А началась эта работа в 2013 году.

– Какие перспективные работы в этом направлении ещё предстоят?

– В рамках меморандума, под- писанного 2016-11-29 235933Министерством энергетики и руководством города – это перевод части нагрузки с угля на газ. Также идёт комплекс- ная модернизация подстанций, в том числе из республиканского бюджета. Это даст возможность полностью закрыть потребности города в электрической и тепловой энергии. Кроме того, мы закончили строительство солнечной электростанции в Капчагае, завершено строительство Майнаксуой ГЭС,

– Зимой мы все видим, какой шлейф чёрного дыма идёт от ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. А ведь экологическая обстановка города да- лека от идеальной. Почему они не переводятся на газ?

– Перевод объекта на газ – это существенная тема. Нужно понимать, что вопрос экологии волнует абсолютно всех, даже тех, кто сжигает уголь. Мы все жители Алматы, дышим одним воздухом. Но этот вопрос нужно разделить на две составляющие. На сегодня ТЭЦ-1 и Западный тепловой комплекс работают практически на газе. Но в особо холодные дни, когда есть проблемы с газом, мы переходим на резервное топливо – уголь. С экологической точки зрения объекты, находящиеся в цен- тральной части города, существенно снизили вредные выбросы в атмосферу. Начиная с 2009 года, мы выполнили большие охранные мероприятия, заплатив 2 млрд тенге.

Что касается ТЭЦ-2, то кроме экономической причины есть ещё и чисто технические, связанные с проблемами безопасности. По сейсмическим условиям она заглублена на 12 м, и подвод газа к цокольным помещениям запрещён. Но даже, если теоретически придумать технические решения и перевести ТЭЦ на газ, это приведёт к увеличению тарифов на электрическую и тепловую энергию не менее, чем в 2,2 раза и сильно ударит по карману потребителей, в том числе и по жителям города Алматы, поскольку газ сильно подорожал. Тут надо понимать, если мы хотим жить с чистым воздухом, то за экологию надо платить. Даже у гибридных авто цена намного выше, чем у традиционных. За собственные средства мы это не сможем сделать. Во всём мире пользуются теми топливными ресурсами, которые имеются и которые дешевле. Другое дело, что надо развивать технологии, связанные с уменьшением вредных выбросов.

На данном котле уже применены автоматизированные системы контроля, ведётся постоянный мониторинг за состоянием грунтовых вод, атмосферы, за выбросами. Мы проводим 100-процентный экологический контроль. Выбросы у нас находятся в пределах норм Экологического кодекса Республики Казахстан. Что касается 8-го котла, то здесь мы максимально снизили выбросы до уровня европейских параметров. Мы вкладываемся в нормативы, но продолжаем работать над снижением. Сейчас мы выбросы снизили в 12 раз. – Большое спасибо.

 Николай КОЛУПАЕВ, главный редактор журнала «Энергетика» г. Алматы