АлЭС: водный патруль энергетиков

Любуясь красотой Большого алматинского озера, многие из нас не знаю, насколько важную роль в повседневной жизни алматинцев играет эта горная жемчужина. Мало того, что около 50 миллионов кубометров воды в год из БАО идет на нужды энергетики, так еще озеро обеспечивает своей чистейшей водой около четверти всего объема хозяйственно-питьевого водопотребления Алматы.

Какими путями вода из БАО поступает в город, как регламентируются объемы и кем контролируются, кто отвечает за качество и нормативы подачи? Мы смогли узнать тайны лучшей алматинской воды, пройдя один из участков ее маршрута – почти шестикилометровый напорный тоннель между ГЭС-1 и ГЭС-2 Каскада алматинских гидроэлектростанций.

Вода – это государственный ресурс и ее использование регламентируется Водным Кодексом. Так, забор воды для нужд Каскада Алматинских ГЭС происходит на основании Разрешения на специального водопользования, которое выдает Балхаш-Алакольская бассейновая инспекция. Причем вода, отработавшая на гидротурбинах, практически полностью поступает в водохозяйственную систему Алматы на питьевые и бытовые нужды горожан.

Вначале вода из озера по стальному напорному трубопроводу подается на ГЭС-1 и далее – на каскад гидростанций, расположенных ниже. После транзита воды по деривации Каскада ГЭС, она поступает на водоприемные сооружения горводоканала Алматы в объемах, согласованных графиком водоподачи и с учетом сезонного потребления. Ну а Каскад ГЭС обязан обеспечивать нормативный режим зон санитарной охраны водозаборов из поверхностных водных источников – рек и водохранилища БАО.

Первый, пожалуй, самый ответственный участок – напорный тоннель ГЭС-1 – ГЭС-2, который служит для транспортировки на станцию воды из БАО, а также забираемой воды из реки Кумбель-Су. Тоннель с бетонным покрытием проложен в срединной толще горного хребта диаметром 2,5 м. Его построили почти 70 лет назад, и он все эти годы на совесть служит городу. Однако раз в пятилетку техническое состояние тоннеля необходимо обязательно обследовать. Поэтому мы вместе с бригадой специалистов, представляющих несколько специализированных городских структур, начали наш «водный патруль».

В этот раз всю экспедицию вел Сергей Стоянов, начальник гидротехнического цеха Каскада ГЭС. Но прежде, чем в тоннель спустится экспедиция, из него удаляется вся вода, при этом ГЭС-2 на это время останавливается.

– Этот процесс был продуман изначально, – поясняет нам по ходу спуска Айгали Ермурзаев, главный инженер Каскада ГЭС. – Вода срабатывается через гидроагрегаты ГЭС-2, на период обследования туннеля ГЭС-2 вода с ГЭС-1 сбрасывается в русло реки Большая Алматинка, а затем снова осуществляется забор воды на плотине ГЭС-5, на ниже следующей станции. Все эти действия и вопрос временного уменьшения объема водоподачи согласовываются с соответствующему организациями. Что позволяет им своевременно, для компенсации выбывающих объёмов, накопить запасы воды.

Принятую ниже воду можно будет запустить в систему, предварительно промыв семь километров русла Большой Алматинки. Что объяснимо: русло, как правило, сильно загрязнено послепаводковыми массами и бытовыми отходами. Это стало особенно актуально и трудоемко в связи с массовыми походами многочисленных туристов в ущелье. Которые, увы, не думают о последствиях своего отдыха, как для природы, так и для системы водообеспечения воды и электроэнергии города.

Чтобы решить все эти вопросы, готовится детальная программа остановки ГЭС-2, где хронометрически прописываются действия персонала, обеспечивающие своевременное и безопасное выполнение намеченных мероприятий. Далее программа анализируется и прорабатывается цехами и структурными подразделениями Каскада ГЭС. После внесения поправок и согласований, утверждается главным инженером Каскада ГЭС. Лишь после этого начинается техническая подготовка к проведению обследования.

Когда подготовительные действия закончены и получены все одобрения, формируется группа, которая после прохождения инструктажа переходит по подвесному мосту на восточный склон ущелья и через люк спускается метров на 6 вниз, в напорную камеру, из которой берет начало тоннель. В группе не случайно представители нескольких структур: одни исследуют бетон, другие металлическую часть тоннеля. Но в целом многофакторное исследование гидротехнических сооружений Каскада ГЭС проводится ежегодно.

– Таким образом учитываются все технические и природоохранные нормы, а также требования системы безопасности, – рассказывает нам во время беседы Азамат Сагадиев, начальник производственно-технического отдела Каскада ГЭС. – Все 5,8 км тоннеля сделаны с большой ответственностью, качественно, на совесть, на века. Поэтому Каскад продолжает и сегодня работать. Здесь хорошее, бережное в отношение экологии, инженерное решение.

Причем оно было продумано в годы, когда еще не существовали жестко прописанных экологических нормативов. К слову, строительством тоннеля занималось Управление Алма-Ата ГЭСстрой в 1952-54 годах.

– При этом и сегодня тоннель надежен и крепок, что показывают наши постоянные обследования, хотя за все эти годы он ни разу не ремонтировался – поясняет нам Айгали Ермурзаев, главный инженер Каскада ГЭС. – Обследование же тоннеля – это очень трудоемкое мероприятие. Согласно нормативам, его обследуем раз в пять лет. Мы сами можем посмотреть тоннель только визуально, а подрядная организация обследует его инструментально. Осмотр и обследование – разные вещи. Это очень важное мероприятие. С помощью инструментов они видят, что происходит с тоннелем изнутри.

В этой экспедиции принимал участие опытный специалист Евгений Николаевич Асанов, руководитель работ ТОО «Гормонтажпроекта» – директор проектного института «КазЭнергопроект». Он работает в этой сфере уже 51 год, занимается многофакторным обследованием гидротехнических сооружений Каскада ГЭС и Капчагайской ГЭС. В обследовании тоннеля он участвовал третий раз, ранее – проходил его в 2013 и 2018 годах.

Сам тоннель прямой, с тремя незначительными изгибами. Через каждые 100 м – специальные пикеты – пронумерованные металлические пластинки от 1 до 58 в конце тоннеля. По маршруту имеются три штольни – Ручьевая, Шпигальского и Песчаная, каждая по 150 м длиной. Это горизонтальные горные выработки с выходом на склон горы. Они необходимы на случай проведения аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий каких-либо ЧП, например, землетрясения. Штольни закрыты стальными решетчатыми дверями, вход доступен только бригадам специалистов Каскада.

– Тоннель в достаточно хорошем состоянии, – комментирует по ходу продвижения Евгений Николаевич Асанов. – С помощью георадаров мы определяем прочность бетона. Он показывает, что происходит с бетоном до метра глубины, обнаруживает полости, если они образовались. Это своего рода «слухач», который дает метрические показания. На их основании составляется заключение. Затем мы представим детальный отчет. В документе будет обобщена все информация, связанная с геофизическим обследованием, определением прочности бетона, локализация всех мест, которые являются для тоннеля значимыми в части эксплуатации. А летом будем проводить батиметрическую съемку БАО, которая покажет технические характеристики озера (данные о глубине озера).

Наша трехчасовая экспедиция подошла к финишу: визуально, тоннель в порядке. Более точную информацию специалисты дадут в отчете. Пора наверх. Из уравнительной камеры на поверхность ведут скобы – 36 м. Для страховки – канат. И это – не самое простое дело даже для тренированного человека…

По завершении экспедиции тоннель вновь заполнят водой, запустят ГЭС-2. На это уйдет несколько часов после принятия решения о запуске, но в ближайшие пять лет город продолжит получать и чистую воду, и чистую энергию уникального строительного сооружения –Алматинского Каскада ГЭС. Обследование туннеля входит в состав многофакторного обследования гидросооружений Каскада ГЭС. Многофакторное обследование гидросооружений выполняются ежегодно. По результатам обследования подрядными специализированными организация предоставляется заключение, где указываются готовность к эксплуатации гидросооружения.