Дуальное образование: 39 студентам АУЭС присвоили рабочие специальности

В АО «Алматинские электрические станции» прошла торжественная церемония вручения студентам 3 курса Алматинского университета энергетики и связи свидетельств о присвоении рабочей специальности государственного образца.

Дуальная система обучения на сегодня остается одной из самых эффективных форм подготовки рабочих и технических специалистов в Казахстане. Принципы дуального образования уже внедряются во многих вузах и колледжах.

С 21 мая по 22 июня текущего года 39 студентов Института теплоэнергетики и теплотехники по специальности «Теплоэнергетика» прошли производственную практику в АО «АлЭС»: две недели они были на практическом обучении на ТЭЦ-1, три недели проходили теоретическое обучение в отделе подготовки персонала, дополнительно им была также организована экскурсия на ТЭЦ-3.   

         Как рассказала директор Института теплоэнергетики и теплотехники к.т.н., доцент Балжан Бахтияр, вдохновившись в начале этого года данной идеей, воплотила ее в реальность.

   «С января этого года я работаю директором Института теплоэнергетики и теплотехники. Вместе с заведующим кафедрой «Теплоэнергетические установки», к.т.н., доцентом Андреем Кибариным взяли инициативу в свои руки, ездили к партнерам, договорились о сотрудничестве. Наше образовательное учреждение заинтересовано в деловом партнерстве с производством. Такая форма позволяет совместить в учебном процессе и теорию и практику. Ведь это здорово, когда студент получает два в одном. Мы разделили обучающихся практикантов на три подгруппы по рабочим специальностям: машинист-обходчик по котельному оборудованию; машинист-обходчик по турбинному оборудованию и лаборант химического анализа.  Наши студенты приходили на практику в девять утра и уходили в пять вечера. Практиканты были обеспечены рабочей специальной одеждой. За каждой подгруппой были закреплены наставники, которые обучали студентов. После обеда они ежедневно сдавали зачеты», – говорит Балжан Бахтияр.

Во время прохождения практического обучения студенты изучили общие сведения о станции, побывали непосредственно в топливно-транспортном, котельном, турбинном и химическом цехах.  За время прохождения пятинедельной практики студенты освоили образовательную программу для получения профессиональных компетенций по рабочим специальностям.

 «Во время прохождения практики 17 студентов прошли обучение по специальности машинист-обходчик по турбинному оборудованию, 15 человек по специальности машинист-обходчик по котельному оборудованию, и еще семь студенток по специальности лаборант химического анализа.   Наставниками выступили опытные работники АО «АлЭС» – заместитель начальника турбинного цеха по эксплуатации Серик Талдыбаев, начальник смены турбинного цеха Даурен Мынбаев, инженер-технолог химического цеха Гульнара Дорошева, внештатные преподаватели отдела подготовки персонала Галина Нечепуренко, Николай Мирошник, Миршат Шамсутдинов», – рассказала начальник отдела подготовки персонала управления человеческими ресурсами АО «АлЭС» Жанар Сабикенова.

После практики ребятам предстояло сдать квалификационные экзамены. В экзаменационную комиссию вошли инженерно-технические работники АО «АлЭС», заведующий кафедрой теплоэнергетических установок, преподаватели кафедры «Промышленная теплоэнергетика» и др. Студенты, конечно, волновались, но как заверил внештатный преподаватель отдела подготовки персонала АО «АлЭС» Николай Мирошник, практиканты   показали высокий уровень знаний.

 «Практические занятия проходили на ТЭЦ-1. Здесь состоялось знакомство с оборудованием, его устройством, затем проводились теоретические занятия по устройству эксплуатации паровых турбин. Одна из тем была посвящена также солнечным и ветровым электростанциям, атомным электростанциям. То есть обзор был полный, и с ребятами было легко работать. Сейчас они сдают экзамены по специальности машинист-обходчик по турбинному оборудованию и получат свидетельства о присвоении рабочей специальности. Документ даст им преимущество при поступлении на работу на тепловую электростанцию. Перспектива у ребят хорошая.  Придя на производство, могут занять хорошую должность», – подчеркивает  Николай Мирошник

Плюсы обучения по дуальной системе отметил и другой член комиссии.  «В данный момент студенты сдают экзамен по специальности машинист-обходчик по котельному оборудованию. Считаю, что политика введения дуального образования правильная. Студент, оканчивая университет, знает, куда пойдет, чем будет заниматься. Он видит полную картину на производстве, получает опыт работы в будущей профессии. То есть в процессе дуального обучения он по-новому осмысливает будущую специальность и принимает обоснованное решение о правильности выбора профессии», – отмечает заместитель начальника котельного цеха ТЭЦ-1 АО «АлЭС»  Альфараби  Халелов.

         Заведующий кафедрой «Теплоэнергетические установки», к.т.н., доцент Андрей Кибарин считает, что внедрение дуальной системы обучения зависит и от активного участия предприятия в процессе подготовки кадров, обеспечения прохождения студентами производственной практики на его базе.  «Это необходимо для укрепления теоретических знаний, которые получают студенты в университете, и закрепления отработки профессиональных навыков. Считаю, что работодатели должны быть заинтересованы в подобном сотрудничестве. Квалифицированные кадры нужны каждому предприятию. Побольше бы таких партнеров-предприятий как АО «АлЭС», – говорит он.

«По окончании университета наши выпускники устраиваются на работу здесь же, на предприятии.  Мы выражаем признательность нашему постоянному партнеру – АО «АлЭС» за профессиональный подход и качественную работу по организации прохождения производственной практики», –  заключает директор Института теплоэнергетики АУЭС Балжан Бахтияр.

Студенты Института теплоэнергетики также поблагодарили коллектив АО «АлЭС», отметив, что во время практики у них не возникло никаких проблем, чувствовали себя комфортно, было очень интересно и познавательно.

Дуальная система получила признание уже во многих странах. И студенты АУЭС, пройдя подготовку по немецкой системе дуального образования, получили определенные профессиональные компетенции. Это, конечно, увеличивает шанс трудоустроиться на работу в компаниях работодателей. Практика помогает нашим ребятам развить личностные качества, научиться работать в команде, выработать ответственность за порученный участок деятельности. И самое главное – позволяет формировать креативную личность, способную реализовать новые идеи в рамках избранной профессии, о чем не раз говорил Глава нашего государства Н. Назарбаев.